K VOPROSU O PROEKTIROVANII SODERZhANIYa ELEKTIVNOY DISTsIPLINY «PRIKLADNAYa FIZIChESKAYa KUL'TURA» V VUZE

Abstract


Цель исследования - теоретическое обоснование проектирования содержания дисциплины «Прикладная физическая культура» на основе теории современного содержания образования. Предметом исследования является процесс формирования содержания (компетенций) элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» у студентов вуза. Для решения поставленной цели нами использовалась система научно-педагогических методов: теоретический анализ научной, педагогической литературы, педагогическое наблюдение, беседы, педагогическое проектирование. Таким образом, анализ научной литературы позволил выявить наиболее приемлемый подход к содержанию элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на основе общечеловеческой культуры, который соответствует современным требованиям общества к профессиональной подготовке студентов в вузе. Теория современного содержания образования представляет систему элементов социального опыта: системы знаний, опыта осуществления известных способов деятельности, эмоционально-ценностных отношений и опыта творческой деятельности, воплощенных в видах, отраслях деятельности, в учебных предметах и программах, что может служить базой формирования компетенций студентов.

Full Text

Современное содержание профессиональной подготовки бакалавров, специалистов должно проектироваться с учетом конкретно-исторических требований. Содержание профессиональной подготовки - конкретный ответ на вопрос, чему учить специалистов, какие знания отобрать из всех богатств. Современное содержание подготовки подвергается периодическому пересмотру. Оно отбирается по принципу его ценности и необходимости для обеспечения общества в условиях непрерывного образования в бакалаврах, специалистах в той или иной профессиональной области. Проектирование содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» исходит из смысловой связки «культура - образование - социальный заказ и заказ личности - педагогическое моделирование». При разработке содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» учитываются индивидуальные возможности, способности личности студента. Поэтому согласно требованиям современного высшего образования определен целевой ориентир на подготовку творческой личности будущего бакалавра, специалиста. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426 и Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования (ФГОСО ВПО) третьего поколения по всем специальностям и направлениям подготовки студентов, учебная дисциплина «Прикладная физическая культура» в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) реализуется параллельно в рамках базовой части и элективных дисциплин, начиная с первого курса (Приказ Министерства образования 2015). Проблема исследования определена современными требованиями ФГОСО ВПО третьего поколения к содержанию элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» и состоянием ее реализации в учебно-воспитательном процессе вуза; необходимостью проектирования содержания дисциплины на основе теории современного содержания высшего образования и неразработанности данной проблемы в теории и практике физической культуры и спорта. Гипотеза исследования: предположим, что если проектирование содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» будет осуществляться на основе теории современного содержания образования, то в данном случае студенты будут включены в процесс эффективного формирования компетенций и развития своего творческого потенциала, что будет способствовать успешности их профессиональной подготовки. Задачи исследования: 1) проанализировать официальные и нормативные документы в области физкультурного образования, научно-методическую литературу по проблеме исследования; 2) раскрыть теорию современного содержания образования в вузе как основу проектирования содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура». Организация исследования осуществлялась в три этапа. На первом этапе изучалось состояние проблемы проектирования содержания образования в педагогической науке и практике, проводился анализ официальных и нормативных документов в области физкультурного образования, формировался научный аппарат исследования. На втором этапе осуществлялась реализация проектирования содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на основе теории современного содержания образования для студентов вуза. На третьем этапе обобщались и систематизировались результаты исследования, формулировались выводы. Анализ официальных и нормативных документов, научной литературы по проблеме исследования выявил необходимость проектирования содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на основе компетентностного подхода (Бордовский 2010). В содержании дисциплины отражаются компетенции, согласно требованиям к структуре образовательных программ и стандартов, которые реализуются в базовой (обязательной) и вариативной (профильной), определяемой вузом, части. Вариативная часть направлена на приобретение, расширение и совершенствование знаний, навыков, умений на высоком уровне для дальнейшей реализации успешной профессиональной деятельности. С целью удовлетворения физкультурных и спортивных интересов личности студентов с учетом их уровня здоровья в ОмГТУ элективная дисциплина предполагает разнообразный выбор видов спорта, учебных специализаций кафедры (аэробика, баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, тяжелая атлетика, борьба «самбо», греко-римская борьба, общая физическая подготовка и специальные медицинские группы), пользующихся популярностью на современном этапе. Следовательно, профессорско-преподавательский состав кафедры физического воспитания и спорта направляет свою педагогическую деятельность на формирование общекультурных компетенций, в соответствии с интересами, способностями, возможностями студентов, их уровнем физического развития и здоровья. С помощью общекультурных компетенций формируются обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные ценности и создавать новые (Мельникова 2014). Так, например, общекультурные компетенции (ОК) - 7, 8, 10, 11 (способность поддерживать высокий уровень физической подготовленности; использовать методы и средства физической культуры; готовность поддерживать должный уровень физической подготовленности; владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности). Компетенции представляют совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, способы деятельности), влияющих на эффективность ее деятельности (Хуторской 2003). При этом особое значение в их эффективном формировании имеют структурные компоненты, относящиеся к теории современного содержания образования. Как показал анализ научной литературы, наиболее приемлемый подход к содержанию высшего образования рассматривается на основе общечеловеческой культуры, он соответствует современным требованиям общества к профессиональной подготовке бакалавров, специалистов по разным профилям. Четыре компонента содержания образования: когнитивно-информационный (системные теоретические знания); опыт профессиональной деятельности и системное представление о нем (умения, навыки, компетентности); опыт эмоционально-ценностной регуляции и ценностных ориентаций; опыт творческой деятельности (способность работать в режиме саморазвития) образуют структуру содержания подготовки на уровне основных компонентов структуры личности, в рамках которой студенты развивают свои способности осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности (Краевский 2003). Исходя из данных компонентов, предусматриваются основные этапы проектирования содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура». 1. Этап общего теоретического моделирования. Содержание выступает в виде представления о структуре и основных характеристиках деятельности в современных условиях. 2. Моделирование в профессионально-предметной области, исходя из состава контингента обучающихся и тех затруднений, которые они испытывают в осуществлении реальной трудовой деятельности. 3. Наполнение элементов состава содержания образования конкретным учебным материалом: фактическими сведениями, требованиями, предъявляемыми к студентам, исходя из целей и задач программы. 4. Этап, стратегически отражающий процесс перехода содержания образования в содержание обучения и самообучения (Сластенин 2000). Проектирование содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» включает следующие фазы: ˗ фаза совершенствования методологической культуры студента, которая имеет нормативно задаваемые ценности профессиональной культуры; ˗ критериально-содержательная фаза. Она ориентирует процессы осмысления, осознания студентами предлагаемых теоретических положений, изучаемого на элективной дисциплине материала (представлений о социальных нормах); ˗ конструктивно-содержательная фаза. Она предполагает самостоятельное построение будущим бакалавром, специалистом собственных моделей профессиональной деятельности на основе целостного представления о ней. В основе этой работы лежит максимальное осознание студентом своей профессиональной деятельности на основе личностных смыслов. В результате участия в данных процессах у студентов проявляются и развиваются критерии сопоставления различных знаний и норм, способов поведения, происходит самоопределение: индивидуальное, субъективное, личностное и др. Содержание теоретического раздела элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» представляет обязательную (базовую) часть и состоит из восьми лекций, которые направлены на овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, реализующих социальную функцию физической культуры. Теоретический раздел (лекционный курс) формирует у будущих бакалавров систему научных знаний и положительное отношение к физической культуре. Практический раздел (учебно-тренировочные, методико-практические занятия) предполагает развитие физических качеств. Учебно-тренировочные занятия предусматривают обучение студентов новым двигательным действиям, совершенствование опыта практической деятельности для достижения физического мастерства в избранном виде спорта (формируются группы на первом курсе согласно результатам анкетирования студентов по выявлению индивидуальных физкультурно-спортивных интересов и предпочтений). Особое значение имеет содержание методико-практических (семинарских) занятий по учебным специализациям кафедры (девять наименований), темы которых разработаны согласно их специфике и направлены на приобретение опыта творческой деятельности в овладении инновационными методами, технологиями, обеспечивающими достижение высоких практических результатов. Пример методико-практического (семинарского) занятия на основе теории современного содержания образования по дисциплине «Прикладная физическая культура» отражен в плане-конспекте. Тема занятия для специальной медицинской группы - «Здоровье в жизнедеятельности современных студентов» (Павлютина 2016). Цель - формирование у студентов представления о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Образовательные задачи. Знать: ˗ понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»; ˗ объективные и субъективные факторы, определяющие здоровье; ˗ составляющие здорового образа жизни студентов; ˗ критерии эффективности здорового образа жизни. 2. Развивающая задача: развить познавательные, ценностные, профессионально значимые качества личности студента. 3. Воспитательная задача: сформировать у студентов мотивацию к плодотворной работе на занятии, побудить их к проявлению познавательного интереса к предстоящей самостоятельной работе и реализации заданий; помочь им в осознании личностной ценности здоровья путем сопоставления ее с культурными ценностями здоровья; сформировать у студентов поисковый подход к решению задания, развить ответственное отношение к выполнению задания, самостоятельность. Фрагмент плана-конспекта методико-практического занятия представлен в таблице 1. Таблица 1 Фрагмент плана-конспекта методико-практического занятия «Здоровье в жизнедеятельности современного студента» Этап Знания Способы деятельности Опыт творческой деятельности Опыт эмоционально-ценностных отношений 1. Постановка целей, задач Цели, задачи, план занятия Организация студентами учебной деятельности. Умение выделять основные и второстепенные цели деятельности Проектирование способов эффективного выполнения заданий Формирование мотивации к плодотворной работе на занятии 2. Основная часть Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», его содержание и критерии Выделить подходы к определению понятия «здоровье». Составить сравнительную таблицу (понятие, подход, автор) Преобразование формы таблицы, формулирование своих выводов по выявлению подходов к понятию «здоровье» Осознание личных ценностей путём сопоставления их с социальными ценностями Объективные и субъективные факторы, определяющие здоровье Привести собственные аргументы проявления факторов здоровья Индивидуальный анализ. Обоснование содержания примера Формирование поискового подхода к решению задания Составляющие здорового образа жизни Представить схему «Содержание здорового образа жизни» Системный подход, обобщение изученного Формирование познавательного интереса к реализации заданий Критерии эффективности здорового образа жизни Ответить на тест Самоанализ результата Развитие самостоятельности, самоутверждения 3. Подведение итогов занятия Выводы, рекомендации по выполнению самостоятельной работы Рефлексия учебной деятельности студентов Программа самосовершенствования студента, проектирование предстоящей работы Чувство удовлетворённости от выполненной работы, создание мотивации к предстоящей самостоятельной работе Обязательными разделами содержания элективной дисциплины являются самостоятельная работа студентов и контрольный раздел. Контрольный раздел представляет комплекс оценочных средств по элективной дисциплине: контрольные вопросы по теоретическому и методико-практическому разделам, тесты, направленные на оценку сформированности компетенций у студентов. Таким образом, анализ официальных и нормативных документов, научной литературы позволил выявить наиболее приемлемый подход к проектированию и реализации содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» на основе общечеловеческой культуры, который соответствует современным требованиям общества к профессиональной подготовке студентов в вузе. Теория современного содержания образования представляет систему элементов социального опыта: системы знаний, опыта осуществления известных способов деятельности, эмоционально-ценностных отношений и опыта творческой деятельности, воплощенных в видах деятельности, в учебной программе, что может служить базой эффективного формирования компетенций студентов по элективной дисциплине «Прикладная физическая культура» в вузе.

About the authors

L. Yu Pavlyutina


References

  1. Бордовский Г.А. 2010. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена.
  2. Краевский В.В. 2003. Приливы и отливы в океане образования // Инновации в образовании 6, 5-19.
  3. Мельникова О.А. 2014. Формирование компетенций в сфере физического воспитания у студентов технического вуза. Омск: ОмГТУ.
  4. Павлютина Л.Ю. 2016. К вопросу о реализации образовательного потенциала студентов вуза при формировании их здорового образа жизни // Вестник ПГУ. Педагогическая серия 2, 191-196.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1426. URL: http: // fgosvo.ru/ fgosvo /92/91/4/94/ (2017. 10 окт.)
  6. Сластенин И.Ф. 2000. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-пресс.
  7. Хуторской А.В. 2003. Ключевые компетенции // Народное образование 2, 55-60.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies