ATTITUDE OF UNIVERISITY STUDENTS TOWARDS THE STATE SPORTS PROGRAM READY FOR LABOR AND DEFENSE


Cite item

Full Text

Abstract

Increased student motivation and interest in active physical training and sports is a major trend in the development of the national sports and recreation. In this redard, the state has carried out a series of large-scale events, including the ones to restore the sports program «Ready for Labor and Defense» (GTO), popular in the Soviet Union.The author studies the attitude expressed by the students of St. Petersburg Humanitarian University of of Humanities and Social Sciences towards the GTO sports program. The study is based on the survey conducted among 322 bachelor students of St. Petersburg Humanitarian University of of Humanities and Social Sciences in order to determine the significance of abovesaid programs for the students. The survey resulted in 966 responses to questions which were processed and analyzed using Excel software.The study reveled that most of the surveyed univeristy students are aware of the GTO program and its content, however, they are not ready to join it on volutary basis. Despite this fact, the students believe that when introduced, the GTO program will become an important tool for public engagement in physical education, sports and recreation.Key words: students; sports program «Ready for Labor and Defense» (GTO); survey.

Full Text

Важнейшее достояние человеческой цивилизации - культура. Культура обозначает совокупность всего созданного усилиями людей. Сюда же относится наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже поэтому не может оставаться незамеченной. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, то есть физическая культура (Бледнова, Фроленков 2002). В начале XXI в. проблеме развития человеческого организма уделяется все больше внимания. Уже не подвергается сомнению тот факт, что интеллектуальное развитие находится в прямой зависимости от физического развития. Физическая культура есть мера и способ физического развития человека наряду с его общим интеллектуальным, психическим развитием. Важнейшие разделы - это спорт высших достижений, массовая физкультура и лечебная физкультура. Кризис власти современной России моментально отразился и на спорте, и на физическом воспитании. Жизнь стала меркантильнее: награждение почетными грамотами и «вывешивание» на доски почета перестали служить стимулом для упорной борьбы и победы. В большом спорте остались только энтузиасты. Со временем исчезли физкультминутки, перестали проводиться разминки перед школьными уроками, канули в лету сдачи норм ГТО, одна за другой стали закрываться школы олимпийского резерва. Традиционные забеги, заезды сохранились, правда, судя по количеству участников и по результатам, любителей в них с каждым годом становилось все меньше и меньше. Таким образом, значимость массового спорта в общественном сознании несколько снизилась. Но сейчас, на пороге постиндустриальной эпохи, следить за своей физической формой - дело каждого: чем сильнее и здоровее граждане, тем сильнее и здоровее страна. Пусть не каждый может заниматься в спортзалах и бассейнах, но сделать утром несколько наклонов или приседаний, размять мышцы ног, отказавшись от поездки на транспорте, может каждый. Это и полезно, и, в конечном счете, экономически выгодно. В народе говорят: «Новое - это хорошо забытое старое». Это крылатое выражение многие из нас помнят с детства. А ведь мы действительно знаем из истории нашей страны, что в Советском Союзе в 1931 г. существовала единая и поддерживаемая государством система воспитания молодежи, в основу которой входил Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Система организации физкультурно-спортивной работы с населением не менее востребована и сегодня. В 2014 г. был разработан и активно внедряется в средние и высшие образовательные учреждения комплекс ГТО. Этому способствовал целый ряд постановлений и приказов президента РФ, Министерства спорта Российской Федерации и правительства Санкт-Петербурга: № 172 от 24.03.2014 г., № 471 от 11.06.2014 г., № 676 от 30.07.2014 г. (Постановление Правительства Санкт-Петербурга; Приказ Министерства спорта Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации) и др. Целью настоящего исследования является выявление значимости комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для студенческой молодежи. Задачи: 1. Создать и провести анкетный опрос по комплексу ГТО для студентов 1-3 курсов всех специальностей Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 2. Проанализировать полученные результаты анкетного опроса по комплексу ГТО. Организация исследования. Нами был создан анкетный опрос для студентов 1-3 курсов всех специальностей Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП), состоящий из трех вопросов: 1. Знаете ли Вы, что такое комплекс ГТО? 2. Если бы комплекс ГТО был добровольным, Вы приняли бы в нем участие? 3. Согласны ли Вы с утверждением, что внедрение комплекса ГТО станет важным инструментом привлечения населения к занятиям физической культурой? Данный анкетный опрос был размещен на сайте СПбГУП в разделе «Система поддержки самостоятельной работы». Опрос проводился в период с 23 марта по 01 июня 2015 г. студентами в свободное время. Все студенты 1-3 курсов должны были зайти на сайт СПбГУП в указанный раздел под своим паролем, один раз ответить на вопросы анкетного опроса по комплексу ГТО и сохранить их. Всего в анкетном опросе приняло участие 322 студента (девушки - 80%, юноши - 20%), из них первокурсников 107 человек, студентов 2-го курса - 145, 3-го курса - 70. Всего было получено 966 ответов. Полученные данные обработаны стандартной программой Excel. Результаты исследования. Обработка и анализ полученных ответов показал, что на первый вопрос 85% студентов ответили утвердительно, 15% - отрицательно (рис. 1). На второй вопрос 45% студентов СПбГУП ответили, что приняли бы участие в комплексе ГТО, если бы он был добровольным, а 55% - не приняли (рис. 2). С утверждением, что внедрение комплекса ГТО станет важным инструментом привлечения населения к занятиям физической культурой, согласны 58% студентов, не согласны - 42% (рис. 3). Изучив ответы «да» на вопросы анкетирования с позиции количества ответивших юношей и девушек, мы получили следующие результаты: по всем трем вопросам больше утвердительных ответов дали девушки (на 1-й вопрос - 79% девушек, на 2-й вопрос - 73%, на 3-й вопрос - 78%). Утвердительные ответы юношей распределились соответственно 21%, 27% и 22% (рис. 4). Также мы подсчитали количество положительных ответов студентов разных курсов: по всем трем вопросам наименьшее число утвердительных ответов дали студенты 3-го курса, студенты 2-го курса - наибольшее, а между ними соответственно студенты 1-го курса (рис. 5). Рис. 1. Результаты ответов на вопрос: «Знаете ли Вы, что такое комплекс ГТО?» Рис. 2. Результаты ответов на вопрос: «Если бы комплекс ГТО был добровольным, Вы приняли бы в нем участие?» Рис. 3. Результаты ответов на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что внедрение комплекса ГТО станет важным инструментом привлечения населения к занятиям физической культурой?» Рис. 4. Количество утвердительных ответов среди юношей и девушек СПбГУП (в процентах) Рис. 5. Количество положительных ответов студентов разных курсов СПбГУП (в процентах) Данные исследования показали, что более активными студентами Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов являются девушки, видимо, они более ответственно подошли к просьбе пройти анкетный опрос, среди курсов лидируют второкурсники. Таким образом, в результате проведенных исследований выявлено, что студенческая молодежь знает, что такое комплекс «Готов к труду и обороне». Скорее всего, это связано с тем, что много сведений о комплексе ГТО они черпают из средств массовой информации. Однако принимать участие в нем, если он будет добровольным, они не готовы, так как в последнее десятилетие наблюдался спад интереса к спорту. Молодежь привыкла больше времени проводить дома, сидя за монитором компьютера или телевизора. Несмотря на вышесказанное студенты считают, что внедрение комплекса ГТО станет важным инструментом вовлечения населения в занятия физической культурой.
×

About the authors

Ekaterina Vladimirovna Chistyakova

Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences

Candidate of Pedagogical Sciences, Assoistant Professor at the Department of Physical Education

Inna Viktorovna Sokolova

Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of Physical Education

References

  1. Бледнова В. Н., Фроленков А. П. 2002. Физическая культура студента: Методические рекомендации. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
  2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 676 от 30.07.2014 г. «О мерах по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) в Санкт-Петербурге» // http://base.garant.ru/22916082/ (2015. 20 декабря).
  3. Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 471 от 11.06.2014 г. «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)» // http://www.edu-murman.ru/inform_30/?nid= 094d1f7fdecba69c34c1d5db6217ab7d (2015. 20 декабря).
  4. Указ Президента Российской Федерации № 172 от 24.03.2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)» // http://www.rg.ru/2014/03/26/gto-dok.html (2015. 20 декабря).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies